Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель, логопед.
Образовательные стандарты:
активизация познавательной деятельности, развитие речи детей;
развитие экологического мышления у детей (воспитывать гуманное отношение ко всему живому, учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности, способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой);
развитие творческого воображения в процессе художественной деятельности детей (совершенствовать характер и содержание способов познания с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, учить осуществлять оптимальный выбор эталонов в соответствии с познавательной задачей).
Актуальность проекта:
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Именно поэтому, так важен начальный этап дошкольного обучения, когда дети получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой. Формированию бережного отношения к природе способствует ее эстетическое восприятие. Уже доказано, что наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что больше всего затронуло его эмоционально, что было ему интересно. Данный проект стимулирует детей грамотно оформлять в речи свои суждения, умозаключения, включать воображение, память для создания образов, ритмично выполнять движения, эмоционально окрашивать свое отношение к происходящему. Что позволит расширить и систематизировать знания детей об изменениях происходящих осенью в растительном и живом мире, о взаимосвязи в изменении погоды и одежды людей, труда.
Краткое содержание проекта.
Данный проект может быть использован в работе с детьми 5-7 лет на образовательной деятельности по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, по ознакомлению с художественной литературой, по изобразительной деятельности. Структура и содержание проекта отражает его познавательную направленность. Предлагаемые детям задания ориентированы на выражение детской инициативы, проявление которой необходимо для достижения конечного результата. Проект позволяет каждому ребенку увидеть и расширить представления о характерных признаках - это продукт деятельности по проекту.
Участники проекта – дети старшей группы, их родители, педагоги ДОУ. Педагоги проводит с детьми целевую образовательную деятельность, родители под руководством педагогов выполняют различные домашние задания. Кроме того, в проекте принимает участие музыкальный руководитель, который проводит образовательную деятельность по ознакомлению с музыкальными произведениями, отражающими тематику проекта, логопед.
Модель «трёх вопросов»
Что мы знаем?
Что хотим узнать?
Где можно это узнать?
- Почему дорожка мокрая?
Ответы детей
- Почему на деревьях качаются веточки?
- А солнышко куда спряталось?
- Почему листочки пожелтели?
Показываю овощи:
- Что это такое? (картошка)
- А где она растёт?
- Какое сейчас время года?
- Какая погода бывает осенью?
- Названия овощей, фруктов, грибов.
- Откуда они берутся?
- Что с ними можно делать?
- Как растут овощи?
- Где растут грибы?
- Где растут фрукты?
1. Наблюдение
2. Беседы
3. Рассматривание альбомов:
«Осень», «Фрукты», «Овощи».
4. Создание альбома «грибы»
(воспитатель и родители)
5. Коллективная работа «Листопад»
6. Экскурсия на огород, в лес
за грибами, в парк любоваться
листопадом (дети с родителями)
7. Разучивание песенок, танцев, игр
на осеннюю тематику (воспитатель,
музыкальный руководитель)
8. Лепка, рисование (овощей, фруктов,
листопада, грибов).
9.Спросить у родителей.
10.Посмотреть в интернете.
Цель проекта:
расширять представления детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров, познакомить с осенними праздниками, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.
Задачи:
Познавательные:
расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период (подготовка деревьев, животных и птиц к зиме), о «дарах осени» (овощах, грибах, ягодах), о труде людей в осенний период;
конкретизировать представления об основных группах растений и животных (среда обитания, потребности, приспособление к сезонным изменениям среды);
отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой, умственной);
способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков;
закреплять знания детей о подготовке животных к зиме, отлёте птиц.
воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту;
воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них.
привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы
воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды;
развивать коммуникативные качества, умение работать и играть в коллективе;
формировать навык самооценки и самоконтроля;
приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Новизна проекта: использование ИКТ для более наглядной демонстрации красоты золотой осени.
Педагогические принципы реализации проекта
принцип поисково-исследовательской деятельности;
принцип личностно-ориентированного обучения;
принцип дифференциации и интеграции всех видов деятельности;
принцип непрерывности.
Предполагаемый результат:
гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе: познавательного, эстетического, гуманного;
обогащение словаря детей эмоционально-эстетическими терминами;
успешное интеллектуально-личностное развитие детей;
формирование у детей устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями природы;
развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
совершенствование экологической среды группы;
формирование умения выражать свое мнение и отношение к явлениям окружающего мира;
развитие познавательной активности детей;
развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
развитие коммуникативных навыков в общении с детьми и взрослыми;
повысится интерес и активность родителей к участию в жизни детского сада;
конкурс на выразительное чтение стихов об осени;
осенняя викторина;
праздник Осени.
Этапы и механизм реализации проекта:
1 этап (подготовительный):
Методическая работа:
подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, экскурсий; подбор детской художественной литературы; подбор настольно–печатных и дидактических игр;
подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе, животных и птицах; загадки и пословицы на осеннюю тему и т. д.);
подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций (пейзажи и натюрморты) на осеннюю тему;
обеспечение наборами игрушек «Овощи», «Фрукты», «Грибы»;
подбор аудиозаписей по данной теме;
приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.);
развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями;
расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период;
осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме;
обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему;
развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания;
работа по звуковой культуре речи;
развитие продуктивной деятельности детей;
плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка);
развитие детского творчества;
чтение наизусть стихотворений об осени;
вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
2 этап – основной.
Реализация проекта:
Социально-коммуникативное развитие:
Д/и: «Что растёт в лесу осенью? »;
«Созрело - не созрело», «С какого дерева листок», «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты);
С. / р. игры: «Овощной магазин», «Садоводы – огородники», «Семья - заготовки на зиму».
Игры - драматизации по произведениям:
«Три поросёнка» (с англ. С. Михалков);
«Под грибом» (В. Сутеев);
«Мешок яблок» (В. Сутеев);
«Колосок» на стихотворения Е. Благининой;
развлечение «День рождения осенних именинников»;
праздник «Прощание с Осенью».
Познавательное развитие:
ежедневные наблюдения во время прогулок за сезонными изменениями, за листопадом, за ветром, за дождем;
развивающая предметно-пространственная среда: Трафареты листьев, грибов и овощей;
ведение календаря природы;
подготовить открытки на тему: «Растения луга осенью»;
подобрать иллюстрации для альбома по теме «Осень» для рассматривания;
уход за растениями в уголке природы;
уборка участка детского сада от опавших листьев;
сбор семян и природного материала на участке;
помощь воспитателю в посадке кустарников.
Речевое развитие:
беседы по теме: «Об осени», «Как лесные звери готовятся к зиме», «Дары осени», «Природные явления», «В лес за грибами и ягодами», «Перелетные птицы»;
беседы о вреде и опасности ядовитых растений, ягод и грибов;
беседы о правильном поведении на природе;
беседы о бережном отношении к растениям, насекомым, птицам и животным;
дидактические словесные игры: «Назови по первому звуку, слогу название… (грибов, цветов, деревьев, животных, птиц, овощей и т. д.) »;
творческое рассказывание детей на темы: «Мы гуляли на участке», «Птицы нашего края»;
рассматривание сюжетных картин: И. Левитан «Осенний день», «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья», «Прогулка в лесу», «Уборка урожая», «Осень в городе», «Осенний парк» и составление описательных рассказов по ним.
Чтение художественной литературы:
пословицы, поговорки, загадки об осени, грибах, ягодах, животных, птицах, явлениях природы;
чтение и заучивание стихотворений об осени (А. С. Пушкин, С. Есенин, А. Фет, И. Бунин);
чтение стихотворений об овощах, грибах, ягодах;
чтение энциклопедий про насекомых, животных, птиц, ягоды, грибы;
чтение русских народных сказок «Колосок», «Вершки и корешки»;
чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»;
чтение книг о природе (В. Бианки, М. Пришвин, К. Ушинский);
Аппликация: «На лесной полянке выросли грибы», «Дары осени», «Что нам осень принесла»; аппликация из листьев «Узор в круге».
Лепка: «Лукошко с ягодами и грибами», «Овощи и фрукты – дары осени».
Ручной труд: «Волшебные превращения» (поделки из природного материала), изготовление гербария из осенних листьев, «Кормушка для птиц» (из коробочек из – под сока, молока).
песни: «Пожелтели листья вдруг… », «Дождик», «До свиданья, Осень».
Совместная деятельность детей и родителей:
подбор художественной литературы, открыток на осеннюю тему;
изготовление поделок из природного материала для конкурса «Чудеса осени»;
оформление мини-проектов по осени, Изготовление кормушек для птиц.
3 этап – заключительный.
Подведение итогов:
Презентация
Организация выставки детских рисунков и совместных работ взрослых и детей из природного материала «Чудеса осени ».
Подготовка и проведение развлечения «Прощание с Осенью».
Конкурс пословиц, загадок и стихов об осени.
Презентация детьми мини-проектов по осени.
Итоговая образовательная деятельность по развитию речи на тему: «В гости к Осени».
Итоговое мероприятие:
Осенний праздник «Прощание с осенью».
Результаты нашей работы.
В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.
В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, улучшилась разговорная речь, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре, появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.
Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети знакомились с художественными произведениями осенней тематики различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. Стали более умело передавать свои ощущения (в своих рассказах; в рисунках; в музыкально-ритмических движениях).
Родители стали активнее участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду.
Любое наблюдение за природой может подсказать тему для интересного разговора.
Перспективы работы:
создание сплоченного детского коллектива с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника;
привлечение родителей для совместной работы;
реализация творческого, интеллектуального и эмоционального потенциала;
установление комфортных отношений с родителями;
реализация интеллектуальных и физических способностей родителей и воспитанников;
формирование новых умений, навыков у детей;
усвоение, переработка и воплощение детьми новых знаний;
формирование дружеских отношений в коллективе;
положительные эмоции, переживаемые взрослыми и детьми.
Полную версию проекта можно посмотреть в этой презентации: