Проект «Легче, чем пожар тушить, нам его предупредить!»
31.01.2015, 17:14
ПРОЕКТ
«Легче, чем пожар тушить,нам его предупредить!»
По формированию навыков пожарной безопасностидля детей подготовительной группы.
Не играй, дружок, со спичкой,
Помни ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
Младшим братьям и сестричкам
Дошколята говорят:
«Крепко помните, что спички
Не игрушка для ребят!»
Б.Миротворцев
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность проекта: 9 месяцев
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность проблемы:
По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожаров – дети, ¾ из них – дошкольники. Чем это можно объяснить? Во-первых, еще недостаточное внимание в ДОУ уделяется ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности, во-вторых, родители мало обучают навыкам правильного поведения в быту. Актуальность проекта вызвана еще тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при пожарной опасности реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его. Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.
Цель проекта:
формирование у детей знаний о пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей о правилах пожарной безопасности.
Задачи проекта:
Обобщить, закрепить и расширить знания детей о правилах пожарной безопасности. Совершенствовать учебно-исследовательскую деятельность дошкольников.
Выработать систему воспитательно-образовательной работы по пожарной безопасности, разнообразить формы и методы обучения по этому направлению. Способствовать созданию методического и предметного обеспечения образовательного процесса.
С помощью разнообразных методов и приемов активизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению правил пожарной безопасности, формировать готовность родителей к сотрудничеству с ДОУ.
Координировать усилия ДОУ, семьи и спецслужб для создания оптимальных условий безопасной жизнедеятельности дошкольников. Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.
Познакомить с историей возникновения огня.
Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
Формировать чувство повышенной опасности огня – рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов.
Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
Развивать творческие способности дошкольников
Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
Программное обеспечение проекта:
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность.Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста ;
Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности;
Брешина В.И. Педагогам и родителям о пожарной безопасности;
ШорыгинаТ.А. Беседы о правилах пожарной безопасности (конспекты занятий, сценарии);
библиотека журнала «Дошкольное воспитание».
Педагогические принципы реализации проекта
принцип поисково-исследовательской деятельности;
принцип личностно-ориентированного обучения;
принцип дифференциации и интеграции всех видов деятельности;
принцип непрерывности.
Ожидаемые результаты
составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий;
профилактика панического страха перед огнём;
овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма;
осознанное выполнение правил противопожарной безопасности;
изменение отношения родителей к данной проблеме.
Этапы и механизм реализации проекта:
1 этап (подготовительный)
Подготовительно-диагностический
мониторинг подготовки педагогов по данной проблеме;
изготовление наглядного и дидактического материала по пожарной безопасности.
анкетирование родителей;
оформление уголков безопасности в группе;
изготовление наглядного и дидактического материала по пожарной безопасности.
Подготовительно-информационный
разработка перспективного планирования;
выбор технологий;
подбор и систематизация нормативных документов по пожарной безопасности;
оснащение группы необходимым информационным материалом по пожарной безопасности для дошкольников.
Подготовительно-наглядный
создание эскизов одежды для пожарного;
подборка атрибутов;
подбор тематических видеофильмов;
пополнение предметно-игровой развивающей среды - приобретение пособий, новых игр.
2 этап (основной)
1 направление: Работа с детьми
специально организованные занятия, согласно перспективного плана;
ознакомление с правилами пожарной безопасности через произведения художественной литературы;
исследовательская детская деятельность (опыты, практические упражнения);
игровая деятельность (дидактические, сюжетные, самодеятельные игры;
экскурсии в пожарную часть, встречи с интересными людьми профессии «пожарный»;
игры-драматизации;
развлечения;
спортивные досуги;
организация тематических конкурсов, поделок и рисунков.
2 направление: Работа с родителями
родительский час «Обучение детей дошкольного возраста основам пожарной безопасности»;
выпуск буклета для родителей «Правила пожарной безопасности »;
семейная познавательно-развлекательная программа «Юный пожарный»;
родительское собрание с участием инспектора пожарной охраны;
родительская гостиная « Безопасность детей в руках взрослых»;
информация в родительском уголке «Из истории пожарной службы»;
совместные творческие проекты.
3 направление: Совместные мероприятия с социумами
посещение в библиотеке выставки книг и иллюстраций « Все об огне и о пожарах»;
познавательная игра «Что, где, когда?» и др.
3 этап (заключительный)
Заключительно-диагностический
проведение итоговой диагностики знаний и умений детей по правилам пожарной безопасности.
Заключительно-информационный
ознакомление педагогов ДОУ и родителей с результатами работы над проектом;
обобщение положительного опыта.
Заключительно-наглядный
выставка детских работ (поделок, рисунков «Осторожно, огонь!»);
фотовыставка по итогам мероприятий;
проведение спортивно-развлекательного праздника.
Кульминацией работы по проекту педагоги организовали экскурсию в пожарную охрану (МЧС) города.
Воспитанники внимательно слушали пожарного, когда он рассказывал о том, как вести себя, если возникнет пожар и о своей работе. Внимание детей привлекла пожарная машина. Пожарный показал и рассказал, что находится в пожарной машине и для чего это оборудование нужно. Дети наперебой задавали вопросы пожарным, а самое главное, в «живую» соприкоснулись с людьми «огненной» профессии и прониклись к ним уважением.
Значимость проекта
Повышение у детей старшего дошкольного возраста уровня знаний о пожарной безопасности, а также совершенствование учебно-исследовательской деятельности. Становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, сформированность устойчивых навыков самосохранения, и навыков осознанного безопасного поведения. Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта. Создание необходимых условий для организации деятельности по пожарной охране и безопасности детей в ДОУ. Организация в ДОУ мини-музея по пожарной безопасности. Координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями и сотрудниками. Установление прочных связей с пожарной частью.
Установление преемственной связи с начальной школой.
Полную версию проекта можно посмотреть в этой презентации: