Четверг, 07.08.2025, 14:28
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Страничка логопеда

Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика направлена на развитие подвижности органов артикуляционного аппарата, формирование точных, координированных движений, поз, необходимых для правильного произнесения речевых звуков.
 
 
Каждое упражнение нужно выполнять перед зеркалом 3-5 раз по 5-10 сек, весь комплекс - 3-5 раз в день по 5-6 минут.
 
Основной комплекс упражнений  
 
 
1. «Заборчик»

Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы видны были передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5.

Обратите внимание! 1. Следите, чтобы при улыбке ребенок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. 2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладем палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна. 3. Если у ребенка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук [и] – и губы растянутся в улыбке.
 
2. «Трубочка»
 
Цель. Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5.
Обратите внимание! 1. Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты. 2. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять ее губами. Можно предложить игру «Кто сильнее?», когда ребенок удерживает губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его. 3. Можно вместе с ребенком пропеть звук [у] – и губы примут положение трубочки.
 
 
3. «Окошечко»
 
Цель. Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание. Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для звука [а], подержать рот открытым 5 – 10 секунд, медленно закрыть.
Обратите внимание! 1. Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик языка у передних зубов. 2. Если у ребенка возникают затруднения, пропойте вместе с ним звук [а] – губы и язык примут нужное положение.
 
 
4. Чередование «Заборчик» - «Трубочка» - «Окошечко»
 
Цель. Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание. Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Игру можно проводить, озвучивая движения губ и молча. Взрослый выполняет поочередно движения губами в любом порядке (и-у-а, а-у-и, и-а-у…), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребенок повторяет.
 
Упражнения для подготовки к постановке свистящих звуков ([с],[с’],[з],[з’],[ц])
 
 
1. «Горка»
 
Цель. Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.
 
2. «Ветерок дует с горки»

Цель. Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
Обратите внимание! 1.Для контроля воздушной струи можно дуть на тыльную сторону ладони, в бутылочку. 2.Если, не меняя положения языка, прикрыть рот, оставив между зубами небольшую щелку и подуть, то у ребенка может получиться звук [с].
 
3. «Чистим нижние зубки»

Цель. Научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.
Обратите внимание! 1. Губы неподвижны, растянуты в улыбке. 2. Упражнение рекомендуется выполнять как можно чаще при межзубном произношении свистящих, когда в процессе речи язык находится между зубами.
 
Упражнения для подготовки к постановке шипящих звуков ([ш],[ж],[ч],[щ])
 
1. «Блинчик»
 
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5.
Обратите внимание! 1. Губы растянуты в улыбке. 2.Нижнюю губу не подворачивать внутрь. 3. Не высовывать язык далеко – он только накрывает нижнюю губу. 4. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.
 
2. «Накажем непослушный язычок»

Цель. Расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлепывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами произносить «пя-пя-пя». Произношение этих слогов облегчает ребенку выполнение данного упражнения. Рекомендуем поэтапное выполнение данного упражнения: 1. Пошлепывать губами кончик языка. 2. Пошлепывать губами середину языка. 3. Пошлепывать губами язык, продвигая его медленно вперед, а затем назад.
Обратите внимание! 1. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.
 
3. «Чашечка»

Цель. Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
Обратите внимание! 1. Если чашечка не получается, то необходимо вернуться к предыдущим упражнениям, распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.
 
4. «Вкусное варенье»

Цель. Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот не разрушая «чашечки».
Обратите внимание! 1. Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык широкий в форме «чашечки». Если упражнение не получается, то нужно вернуться к упр. «Накажем непослушный язычок» - «Блинчик», а потом завернуть язык на верхнюю губу, придерживая края пальцами.
 
5. «Фокус»

Цель. Направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. На кончик языка положить кусочек ваты – он должен полететь вверх.
Обратите внимание! 1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх 2. Не сжимать язык зубами. 3. Выдох плавный, длительный.
 
 
Упражнения для подготовки к постановке [р]
 
 
1. «Маляр»
Цель. Укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое нёбо («потолок»), делая движения языком вперед-назад.
Обратите внимание! 1. Губы и зубы неподвижны, работает только язык. 2. Следите, чтобы язык («кисточка») доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.
 
 
2. «Барабанщик»
Цель. Отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука [р]. Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно.
Варианты:1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»). 2. Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»). 3. Многократно произносим: «А-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д». («песенка»).
Обратите внимание! 1. Рот открыт, губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. 2. Звук [д] носит характер твёрдого удара, не «хлюпает». 3. Звук [д] нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка).
 
 
3. «Лошадка»
Цель. Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами».
Обратите внимание! 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем убыстряется («лошадка поскакала быстрее»). 2. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
 
4. «Кучер»
Цель. Отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению [р]. Развивать силу выдоха.
Описание. Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».
Ваириант: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).
Обратите внимание! 1. Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то попросите его крепче сомкнуть губы и подуть сильнее.
Категория: Страничка логопеда | Добавил: ds422-3log (17.03.2015)
Просмотров: 627 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: