Главная » Статьи » Страничка логопеда |
М а м и н а ш к о л а 1 Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2-3 лет. В последние годы значительно возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-3 лет (общение с помощью жестов, лепетных слов, малопонятная речь). Такие дети нуждаются в своевременной квалифицированной помощи невропатолога, логопеда, психолога, которая в значительной мере ускорит ход речевого и умственного развития малышей. Предлагаемое планирование работы по развитию общих речевых навыков маленьких детей рассчитано на 8-месчячное обучение. В течение недели выполняйте с ребенком предложенные задания. Затем переходите к заданиям следующей недели и т.д. Регулярно занимаясь с ребенком, выполняя наши задания и повторяя пройденное, позволит вам преодолеть задержку в речевом развитии вашего малыша. Каждый месяц на нашем сайте вы найдете новые задания. Итак, приступаем! С Е Н Т Я Б Р Ь 3-я неделя 1. Развитие плавного длительного вдоха Упражнение «Осенние цветочки» Медленно набрать воздух через нос (Ах, как приятно пахнет!), плечи не поднимать; определить цвет цветочка (повторить 3-5 раз) 2. Развитие артикуляционной моторики: максимально открывать и закрывать рот, растягивать губы в улыбку, трубочкой. 3. Развитие мелкой моторики: гладить животных (мягкие игрушки). 4. Развитие чувства ритма: слушать и повторять звуки бубна, ксилофона, металлофона, барабана (Х – хлопок: Х – Х, ХХ – Х и т.д. с постепенным усложнением элементов). 5. Развитие понимания речи: запомнить название игрушки, части тела. 6. Пальчиковая гимнастика: работать над темпом и ритмом речи. НА БОЛЬШОМ ДИВАНЕ В РЯД Попеременно хлопать в ладоши, стучать кулачками. КУКЛЫ ТАНИНЫ СИДЯТ: ДВА МЕДВЕДЯ, БУРАТИНО Поочередно сгибать пальчики. И ВЕСЕЛЫЙ ЧИПОЛЛИНО, И КОТЕНОК, И СЛОНЕНОК. 1, 2, 3, 4, 5 – ПОМОГАЕМ НАШЕЙ ТАНЕ Поочередно разгибать пальчики. МЫ ИГРУШКИ СОСЧИТАТЬ.
4-я неделя 1. Развитие плавного, длительного выдоха. Упражнение « УЗНАЙ ОВОЩ» На столе блюдо с овощами: лук, чеснок, огурец, укроп. Вы рассматриваете вместе с ребенком овощи, называете их. Затем делаете на овощах надрезы, укроп растираете в руках, предлагаете ребенку понюхать каждый овощ, запомнить запах, попробовать на вкус. Затем завязываете ребенку глаза и предлагаете узнать овощ по запаху, по вкусу. Предварительно вы показываете, как надо правильно делать глубокий вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч. 2. Развитие артикуляционной моторики: «язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик». 3. Развитие мелкой моторики: указательным пальцем правой руки делать круговые движения на левой ладошке: «Ладушки, ладушки, Где были? – У бабушки. Ладушки, ладушки, Звонкие хлопушечки. Хлоп-хлоп-хлоп! 4. Развитие фонематического слуха (звучащие игрушки: барабан, бубен, дудочка) – познакомиться с каждым звучанием, дать ребенку поиграть с каждой игрушкой, затем с завязанными глазками узнать звучание, например, барабана (бубна, дудочки). 5. Развитие понимания речи: назвать предметы одежды для осени по картинкам и без них. Мама называет каждый предмет одежды (2-3), предлагает ребенку найти «пальто», шапку», варежки» среди других картинок. Одевая ребенка на прогулку, обязательно озвучивать каждое свое движение: - сейчас мы наденем кофточку, посмотри, какая она красивая, теплая, а какого она цвета? Правильно, красная, и т.д. 6. Координация слова с движениями, активизация в речи глаголов «соберём», «натаскаем», «накопаем», «нарвём». В ОГОРОД ПОЙДЁМ (идём по кругу, взявшись за руки) УРОЖАЙ СОБЕРЁМ, МЫ МОРКОВКИ НАТАСКАЕМ (тащат) И КАРТОШКИ НАКОПАЕМ (копают) СРЕЖЕМ МЫ КОЧАН КАПУСТЫ (срезают - ладошка вверх) ЩАВЕЛЯ НАРВЕМ НЕМНОЖКО (рвём) И ВЕРНЁМСЯ ПО ДОРОЖКЕ. (идете по кругу, взявшись за руки).
7. Развитие чувства ритма. (см. 3-ю неделю).
УСПЕХОВ ВАМ В РАБОТЕ С ВАШИМ МАЛЫШОМ! ВСТРЕТИМСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ МЕСЯЦЕ – В ОКТЯБРЕ.
Мамина школа 2 Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2-3 лет (продолжение). О К Т Я Б Р Ь. 1-я неделя 1. Развитие плавного, длительного вдоха. Упражнение «УЗНАЙ ФРУКТ». Мама ставит перед ребенком блюдо с апельсином, лимоном, яблоком. Ребенок рассматривает фрукты, ощупывает, нюхает, запоминает ароматы. Затем ребенку завязывают глаза и предлагают узнать фрукт по запаху. Ребенок должен сделать глубокий, длительный вдох, не поднимая плечи. Затем предлагаем определить фрукты по вкусу. 2. Артикуляционная гимнастика: «Надуть щечки»( щечки толстые-худые). 3. Массаж рук, пальчиков. 4. Понимание речи. Назвать предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машина. Развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей (сухие, мокрые), используйте миски с холодной и теплой водой. 5. Имитация движений. Упражнение «УМЫВАНИЕ» Водичка, водичка, умой мое личико, Чтобы щечки блестели, чтобы глазки горели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок. 6. Развитие чувства ритма 2-я неделя. 1. Развитие плавного, длительного выдоха. Упражнение «ВЕТЕРОК» Подуть на веточку с листочками: Очень жаркий день-денёчек, дунь-подунь, мой ветерочек. Ветерочек-ветерок, дунь-подунь, наш ветерок. 2. Артикуляционная гимнастика: формировать и развивать артикуляционный праксис звука «А». Упражнение «ПТЕНЧИКИ» (сюжетная картинка «Гнездо с птенцами»). Кушать птенчики хотят, маму ждут, но не шумят, Ротик на замок закрыт. Очень тихо все сидят! Мама зернышко несёт, открывай пошире рот ! Ребенок широко открывает рот, выполняя немую артикуляцию. Мама кладет на кончик языка витаминку, ребенок произносит: «АМ» 3. Развитие слуха на неречевом материале. В трёх одинаковых бутылочках – горох, пуговицы, манная крупа. Определить на слух, что в каждой бутылочке. 4. Понимание речи. Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий (спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везёт, падает). Каждое слово сопровождается соответствующей картинкой. Сначала говорит мама и показывает картинку, затем ребенок показывает эти действия на картинках, называет каждое слово и выполняет действия по маминой просьбе. 5. Развитие моторики Прилетели гуси-голубочки, ( ребенок машет руками) На головку сели гуси моей дочке (кладет руки на голову). Ой! Шу! Улетели! (разводит руками). 6. Развитие чувства ритма.
3-я неделя. 1. Развитие плавного, длительного выдоха. Игра на дудочке. 2. Развитие артикуляционной моторики. Упражнение «ЯЗЫЧОК ГУЛЯЕТ» Язычок пошел гулять (широкий, расслабленный язычок на нижней губе); в домик спрятался опять (язык в состоянии покоя лежит за нижними резцами). 3. Развитие мелкой моторики (дифференциация кинетических ощущений) с использованием различных поверхностей. На столе миска с теплой водой, вата (губка), жесткая щетка. Мама действует рукой ребенка, хлопает поочередно по воде, вате (губке), жесткой щетке, сопровождая словами «Хлоп! Хлоп, моя рученька». 4. Понимание речи. Различать понятия «большой-маленький», используя знакомые игрушки. 5. Прочитать ребенку сказку «Три медведя» и предложить по голосу узнать, кто говорит. 6. Развитие мелкой моторики. «К О М П О Т» Будем мы варить компот. (ребенок указательным пальцем правой руки «мешает» в середине левой ладошки, сложенной чашечкой). Фруктов нужно много. Вот. (продолжает – см. выше) Будем яблоки крошить (загибает большие пальцы обеих рук). Груши будем мы рубить (загибает указательные пальцы). Отожмем лимонный сок (загибает средние пальцы). Слив положим (безымянный) и песок-сахар (мизинцы)
7. Развитие чувства ритма. 4-я неделя. 1. Развитие плавного, длительного выдоха: подуть на шарик для пинг-понга в тазике с водой; сдувать с ладошки пёрышко, ватку и т.д. 2. Развитие артикуляционного аппарата. Упражнение «ЛАКАНИЕ МОЛОЧКА». Молочко лакает кот. Котик нас лакать зовёт. 3. Понимание речи. Понятия «громко-тихо». Игра со звучащими игрушками. 4. Развитие мелкой моторики: удерживать пальцы в кулаке, сгибать и разгибать их; согнуть пальцы одной руки в кулак – «птички пьют из бочки»; пальцы другой руки попеременно вставлять сверху в отверстие «бочки». 5. Обучение пространственному расположению предметов, которые должны быть в привычных для детей местах: на столе, под столом, за шкафом и т.д. 6. Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Капля – раз! (ребенок прыгает на носочках) Капля – два! Очень медленно сперва. (быстрее прыгает) А потом, а потом, все бегом, бегом, бегом.
М А М И Н А ШКОЛА.
НОЯБРЬ 1-Я НЕДЕЛЯ 1.Развитие глубокого вдоха, выдоха. Упражнение «СДУВАНИЕ СНЕЖИНОК СО СНЕЖНОЙ ПОЛЯНЫ». С листа бумаги сдувать голубые бумажные снежинки (вырезать). 2.Развитие мелкой моторики. Упражнение «РЫБАК». Ловить намагниченных рыбок. 3.Развитие артикуляционного аппарата: формировать и развивать артикуляционный праксис звука «И». УЛЫБНУЛИСЬ ГУБКИ, ПОКАЗАЛИСЬ ЗУБКИ. ГУБКИ УЛЫБНУЛИСЬ, К УШКАМ ПОТЯНУЛИСЬ. Следить, чтобы ребенок улыбался без напряжения, показывая верхние и нижние зубы. 4.Развитие понимания речи (совершенствование словарного запаса) НА СТОЛЕ ШАРИК, КОШКА, ПТИЧКА. Учить узнавать игрушки по их описанию ( у неё пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы; у неё есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он круглый, красный пластмассовый). 5.Развитие слухового внимания на неречевом материале: узнать бубен из ряда звучащих игрушек. 6.Развитие чувства ритма. 2-я НЕДЕЛЯ 1.Развитие плавного, длительного выдоха. С помощью бумажных «снежных» комочков определить, чей комочек улетит дальше.
2.Развитие мелкой моторики с использованием «пальчикового бассейна». Упражнение «ПАЛЬЧИКИ ПОБЕЖАЛИ» Упереть руки на дно бассейна; передвигаться по дну всеми пальчиками. 3.Развитие артикуляционного аппарата: формировать и развивать артикуляционный праксис звука «О». Упражнение «ШАРИК» - используются теннисные шарики разного размера, что помогает округлению и выдвижению губ вперёд, активизации губной артикуляции. ШАРИК ГУБКАМИ ВОЗЬМИ. «О» ТИХОНЬКО ПРОТЯНИ. 4. Развитие слухового внимания на неречевом материале. Действия с бумагой: встать спиной к маме и рассказывать, что мама делает (мнет бумагу, рвет, листает книгу) 5.Развитие понимания речи. Учить понимать вопросы (Где? Куда? Откуда? На чём?), помогающие определить местонахождение предметов. (Покажи и скажи, где лежат книга). 5.Развитие чувства ритма. 3-я НЕДЕЛЯ. 1.Развитие плавной, длинной воздушной струи. Упражнение «ЧЕЙ ПАРОВОЗ ГРОМЧЕ И ДОЛЬШЕ ГУДИТ?» Используются стеклянные пузырьки из-под лекарств или духов. Мама дует в пузырёк, чтобы послышался свист, затем предлагает это сделать ребенку не надувая щек. 2.Развитие артикуляционной моторики: формировать и развивать артикуляционный праксис звука «Э». Упражнение «МИШКА» - ребенок занимает положение «на четвереньках», что помогает выведению языка в передние отделы, снятию напряжения с корня языка. Э – Э – Э, как мишка ты пропой, Ротик широко открой! 3.Развитие мелкой моторики. Упражнение «ПАЛЬЧИКОВЫЙ БАССЕЙН» - достать со дна бассейна геометрические фигуры, захватив щепоткой, двумя пальчиками. 4.Развитие слухового внимания – ребенок стоит спиной к маме и рассказывает, что она делает (стучит ложкой по чашке, щелкает ножницами, наливает воду в чашку, открывает кран и т.д.) 5.Развитие понимания речи: различать форму единственного и множественного числа (Покажи, где нарисован дом, а где дома, окно-окна, кукла-куклы, дерево-деревья). 6.Обучение различать основные (красный, желтый, зеленый), действовать по инструкции, выделять заданный цвет, называя его. (Ветер сорвал крыши с разноцветных домиков. Надо поставить их на место). 7.Развитие чувства ритма. ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ В РАБОТЕ С ВАШИМ РЕБЕНКОМ! ВСТРЕТИМСЯ В ДЕКАБРЕ! | |
Просмотров: 725 | |
Всего комментариев: 0 | |