Воскресенье, 06.07.2025, 18:32
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Страничка логопеда

Произношение звуков

Материал подготовила логопед Иванова А.В.

Произношение звуков.

 От правильно поставленного произношения в детстве зависит свободное, непринужденное общение с окружающими в будущем. При своевременном и правильном речевом развитии ребенок не испытывает трудности в общении. Дети, которые не четко произносят звуки, стесняются разговаривать,  выходить к доске, отвечать на уроках, боятся, что над ними будут смеяться, и как следствие замыкаются в себе. Дефекты речи являются причиной множества орфографических ошибок, вовремя исправленные нарушения речи - залог успеха в чтении и письме.

   Нужно как можно раньше исправлять дефекты речи. Любая мама может и должна попробовать в домашних условиях самостоятельно скорректировать речь ребенка. Не поленитесь приобрести специальную литературу, чтобы сориентироваться, как провести занятие, понять структуру, целесообразность и пользу упражнений.

  Ваши занятия должны проходить весело и интересно, ребенок ни в коем случае не должен переутомиться. Не допускайте самую распространенную ошибку родителей - нерегулярные занятия. Даже если ваш ребенок показывает хорошую динамику, и качество речи заметно улучшилось, не останавливайтесь на достигнутом, вы должны усилить и укрепить результат.

  Если Вы понимаете, что проблемы оказались гораздо серьезнее, чем Вы предполагали, обратитесь за помощью к специалисту. Логопед сможет определить физические дефекты артикуляционных органов: короткая или нормальная уздечка языка, есть ли дефекты в строении гортани, нормы прикуса, строение губ и зубов. Профессионал обязательно даст Вам необходимую информацию по дальнейшей работе с ребенком.

Существуют два вида дефектов речи:

Задержка речи и нарушение артикуляции.

1.  Задержка речи – ребенок сокращает, коверкает слово, заменяет звуки, некоторые не произносит совсем. До трех лет это считается нормой.

2.  Расстройство артикуляционного аппарата - Ребенок неправильно произносит звуки, у него не получается произнести звук из - за неправильного положения какого то органа речи. Ребенок может картавить, шепелявить, неправильно произносить л, ль или другие звуки.

  Следите за своевременным появлением звуков в речи ребенка.

       1 – 2г.                     2 – 3г.                        3 – 5г.                       5 – 6л.    

   а,о,э,п,б,м            и,ы,у,в,ф,т,д,н.           с,з,ц,ш,ж,ч,щ.                   р,л.               

Этапы работы по исправлению звука.

Подготовительный этап.

Подготавливает органы к правильному восприятию и воспроизведению звука.

Включает в себя:

  1. Артикуляционную гимнастику.

Ее цель – выработка полноценных движений органов артикуляции (языка, губ, щек, нижней челюсти) и подготовка к правильному звукопроизношению. Гимнастика готовит органы к постановке, но не ставит их.

  2. Дыхательные упражнения.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи, сохраняет плавность, музыкальность речи, обеспечивает нормальное голосообразование. Для произнесения многих звуков нашего родного языка нужна направленная воздушная струя, выработка которой и проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой. Так как в создании струи задействованы щеки, губы, язык. Мы говорим на выдохе, и любое нарушение этого правила приводит к искажению речи, поэтому не пренебрегайте работой над дыханием, например: научите делать длительный вдох и выдох, задувайте ватный мячик в ворота и т.п. Занятие не больше 15 минут.

Вы должны постоянно наблюдать за ребенком, так как сначала ему будет трудно ощутить, что воздух проходит через нос.

  3. Развитие мелкой моторики руки.

В головном мозге человека, центры, которые отвечают за нашу речь и движение пальцев рук, находятся очень близко и тесно взаимосвязаны. Стимулируя тонкую моторику, Вы активизируете не только отделы мозга, но и находящиеся рядом зоны, отвечающие за речь. Развивая пальчики – развиваете речь. Кроме специальных упражнений Вам помогут такие настольные игры, как пазлы, мозаика, конструкторы, а также игры со шнуровками, пластилином, рисование, аппликация и занятия по рабочим тетрадям.

  4. Развитие фонематического слуха.

При несформированном механизме речевого звукоразличия, ребенок, вместо слова маша, слышит слово каша.

  Сначала Вам нужно приступить к развитию неречевого слуха. Слушайте журчание воды, шорох листьев, бытовые шумы, уличные. Научите ребенка их узнавать. Выполнять упражнение полезно с закрытыми глазами, без опоры на зрение. Аудиозаписи очень помогут Вам в этом задании.

  5. Развитие речевого слуха.

Походите с малышом по дому, постучите палочкой по разным предметам, обсудите, что и как звучит, какие звуки похожи, чем отличаются. Пусть ребенок постарается их запомнить, а потом узнать.

  Постановка звука.

  Цель – постановка изолированного звука. Добивайтесь правильного произношения.

  Постановка по подражанию

  Внимание ребенка концентрируют на положении и движении органов артикуляционного аппарата (понадобится зеркало, для контроля за правильным выполнением). Дополнительно на ощупь ребенок проверяет рукой вибрацию голосовых связок при звонких звуках, или толчки струи воздуха при постановке звука ч.

  С механической помощью.

  При этом способе постановки звука органами артикуляционного аппарата с помощью специальных приспособлений помогают принять нужное положение или выполнить необходимые движения.

  Смешанный способ.

  Все возможные способы правильной постановки изолированного звука.

  Автоматизация звука.

  Постепенно, последовательно звук произносится в слогах, словах, предложениях и самостоятельной речи малыша.

  Основная задача – как можно большее количество раз произнести отрабатываемый звук. Звуки в словах должны находиться в разных положениях: в начале, в середине, в  конце слова.

  На помощь вам придут потешки, песенки, скороговорки, которые легко запоминаются, развивают память, расширяют словарь. Они не только знакомят детей с художественной речью, творчеством народа, но и способствуют усвоению звукопроизношения.

  Чистоговорки также помогут выработать у вашего малыша правильное произнесение звуков, научат слышать и различать звуки. Когда Вы на своем уроке будете отрабатывать произношение звука, предлагайте ребенку загадки, в ответах на которые будут трудные звуки. Разучивайте стихи с трудным звуком. Используйте специальные логопедические лото, там уже подобраны картинки на каждый звук. Рисуйте картинки, относящиеся к данному звуку, пойте различные песенки. Используя наглядный материал,  проводя занятие в игровой форме, Вы быстрее начнете радоваться результатам. Не придумывайте себе никаких временных ограничений, занимайтесь систематически каждый день.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!

Категория: Страничка логопеда | Добавил: Anna (19.12.2015)
Просмотров: 507 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: