Главная » Статьи » Страничка воспитателя |
Застенчивость у детей
Детская застенчивость вполне естественна, но она не должна становиться препятствием в развитии личности. Эта статья поможет вам понять причины застенчивости у детей и возможности ее преодоления. Застенчивость – это нежелание открываться общению с людьми, вызванное боязнью позора, или просто иррациональный страхом, который появляется из-за нежелания контактировать с неизвестностью. Некоторая застенчивость у детей даже идет им на пользу, не говоря уже о том, что застенчивыми и скромными детьми легче управлять. Но, как и любые комплексы, ребенку нужно перерасти это, иначе излишняя скромность может серьезно затормозить развитие личности. Крайне застенчивые дети позднее становятся одинокими взрослыми со слабыми навыками общения и низкой самооценкой. Именно поэтому так важно - вовремя обратить внимание на эту проблему.
Причины застенчивости 1. Самооценка. Это один из самых частых факторов развития застенчивости. Низкая самооценка заставляет человека считать себя недостаточно хорошим для кого-то или чего-то, поэтому дело редко заходит дальше мыслей, а порою мысли о достижении чего-то желанного отбрасываются в самой стадии их возникновения. 2. Копирование поведения. Возможно, застенчивость была приобретена ребёнком в процессе воспитания, вследствие развитой у детей тенденции к копированию поведения других людей и прежде всего своих родителей. Как уже было сказано выше, у детей застенчивых родителей застенчивость будет развита в большинстве из возможных случаев. 3. Чрезмерная забота родителей. «Туда не ходи», «Этого не делай», «Нельзя, вдруг поранишься» - родители, разумеется, без злого умысла оберегают своих детей от потенциальной опасности, которую таит окружающих нас мир. Да, ребёнку необходима опека, но только не чрезмерная, которая способна лишить его возможностей обретения социальной независимости. В результате такой заботы развитие застенчивости и неуверенности в себе ребёнка это только дело времени. 4. Отсутствие родительского участия. Без помощи, поддержки и доброго совета родителей у ребёнка, которому приходится самостоятельно делать трудные для него вещи, вместо ожидаемой независимости с большой долей вероятности может развиться застенчивость. Важно знать, что ребёнку требуется постоянное руководство со стороны родителей, не получая его по причине отсутствия у родителей времени или наличия у них не совсем правильных взглядов на воспитание детей, он начинает чувствовать себя неуютно в социальных ситуациях. У ребёнка просто нет необходимой уверенности в правильности своих действий, отсюда и зарождение сомнений в своей компетентности. 5. Излишняя строгость и требовательность родителей. Ребенок, растущий в атмосфере запретов, приказов, одергиваний, не знающий, что такое похвала и ласка, также может стать застенчивым, даже забитым и трусливым. 6. Семейные проблемы. Детям необходимо участие в своём воспитании двоих родителей - мамы и папы, в полной мере осознающих ту ответственность, которую они взяли на себя, решив завести ребёнка. В большинстве своём, здоровые в психологическом отношении люди выходят из благополучных семей, придерживающихся здорового образа жизни, целеустремлённых, жизнерадостных и любящих друг друга. Среди факторов неблагоприятно влияющих на психологическое здоровье ребёнка можно выделить развод, отсутствие одного из родителей, что может быть воспринято ребёнком как его личная неполноценность и привести к развитию застенчивости. 7. Дразнение, угрозы, критика. Мы не можем защитить своих детей ото всех бед на свете, мы не можем следовать за ними по пятам, присутствовать рядом в детском саду или школе. Мир не совершенен, в нём есть нехорошие по определению люди, взрослые и дети, порою не до конца осознающие своих действий и последствий, к которым они могут привести. И если ребёнку приходится сталкиваться с дразнением, угрозами и критикой со стороны сверстников, членов семьи или других людей, без наличия необходимых навыков психологической самозащиты, у него может развиться застенчивость и стремление избегать социальных ситуаций и контактов с другими людьми. 8. Недостаток жизненного опыта. Это не самый частый, но, достаточно распространённый фактор, сопутствующий застенчивости. Если человек рос в условиях, в которых он был ограничен общением с другими людьми, он, скорей всего, будет испытывать неловкость в тех ситуациях, где ему придётся взаимодействовать с окружающими людьми. Причин ограничения может быть множество, так, например, ребенок не посещал детский сад или школу.
Частые ошибки родителей, приводящие к возникновению застенчивости у ребенка: • чрезмерная строгость, принципиальность и требовательность (особенно со стороны матери); • гиперопека, чрезмерная забота о ребенке; • условная любовь (грубо говоря, если ребенок хорошо себя ведет, ему говорят что он любимый, ему уделяют внимание, заботятся, если плохо – ничего этого нет); • завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку; • постоянные сравнения с другими детьми не в лучшую сторону. Сначала ребенок просто научается стесняться, а потом, со временем, становится застенчивым. Навык превращается в привычку, привычка – в черту характера. Часто бывает, что когда у ребенка уже развилась застенчивость, родители продолжают совершать все те же ошибки, лишь усугубляя положение. Категорически нельзя: • давить на застенчивого ребенка, проявлять нетерпение, заставлять его делать то, что он не желает – «Ну! Давай! Ну, что ты! Смелее!», • ругать и стыдить его за боязливость и нерешительность – «И что мне с тобой делать? Все дети как дети, а ты трус!», • высмеивать малыша – «Посмотрите на него! Он опять стоит в сторонке и боится подойти к другим детям!», • пытаться рационализировать – «Здесь нет ничего страшного! Чего тут бояться?!» Нежные и ранимые дети не выдерживают всего этого. Они еще больше замыкаются в себе, становятся еще стеснительнее! Рекомендации родителям: • не называть самим и не позволять другим людям называть ребенка застенчивым; • хвалить ребенка за любые, даже незначительные проявления смелости, уверенности в себе и решительности. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы; • мотивировать ребенка играть в шумные игры, бегать, прыгать, кричать, петь, то есть открыто выражать яркие эмоции (которых он стесняется); • при беседе с ребенком с улыбкой смотреть ему в глаза и учить его устанавливать зрительный контакт с другими людьми; • рассказать о том, что такое общение и почему оно полезно; • играть в игры про общение, инсценировать процесс дружеского общения, ставить сценки из сказок; • делиться с ребенком собственным опытом преодоления застенчивости или успешным опытом других людей (но без иронии и излишней требовательности: «Я смог, а ты что? Не сможешь?»); • учить ребенка реагировать на агрессивных собеседников, рассказывать и показывать каким образом можно постоять за себя, если другой ребенок обижает; • в быту необходимо стимулировать ребенка к разностороннему общению - обратиться к кому-то с просьбой, отдать деньги продавцу и т.д.; • расширьте круг знакомств, почаще приглашайте к себе домой друзей, берите ребёнка с собой в гости к знакомым и незнакомым людям.
В первую же очередь следует всемерно укреплять у застенчивого ребенка уверенность в себе, в собственных силах. И, естественно, при этом нужен индивидуальный подход, учет как возможностей ребенка, так и его личных особенностей.
Подготовила Шумкина С.П.
| |
Просмотров: 479 | |
Всего комментариев: 0 | |